CROLLYWOOD: Основы и принципы монтажа ч8


Продолжаем углубляться в таинственное искусство видеомонтажа

В предыдущем уроке нам удалось понять, как правильно совмещать кадры по цветовому и световому пятну.
Оставшиеся два принципа разберем в последней статье этой серии, потому как затягивать смысла не вижу. Заодно рассмотрим основные виды монтажа.

ПРИНЦИП: IX

Монтаж по смещению осей съёмки


 

Ось съемки - это линия между оператором и объектом съемки. Предположим, что оператор очень ленивый и малознакомый со своей работой человек. Оставаясь на месте он делает серию кадров различной крупности через зум. В чем его ошибка?

Банально такие кадры не интересны зрителю. Ведь если у вас будет выбор пойти на фильм в 3d, или обычный вариант, вряд-ли вы выберете последнее. Тоже самое можно сказать и про ось съемки. Долгое время, с самого появления кино как такового, человек задавался вопросом как сделать двухмерную картинку более объемной?

Можно сказать, что решение заставить оператора "немного побегать" является протовариантом трехмерных фильмов. Благодаря этому появляется ощущение, что объект находится в пространстве, а не нарисован на экране. Поэтому нельзя снимать следующий кадр находясь на оси съемки предыдущего. Отошел на два шага в сторону, укрупнился через тот же зум, и получил совершенно другой эффект.

 

ПРИНЦИП: X

Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре


И снова правило про движение. Что хорошо, поскольку фильмы содержанием которых является одна статика провалились бы в прокате. Если мы монтируем нечто абстрактное, например тридцать три катящихся булыжников, то нам не надо выбирать среди них определенный объект для склеек. Масса сама является объектом. Соответственно к ней применимы и прочие правила монтажа.
Такие как например темп, крупность, или направление. Последнее особенно важно, поскольку зачастую движущаяся масса является фоном объекта и после кадрирования можно внезапно обнаружить, что лавина на фоне несется в противоположную сторону.

Так делать нельзя! 

Также как и в случае с грузовичком Кротимовцев, мы не можем пересечь ось движения массы простой склейкой. Проще говоря - то что едет направо/налево должно ехать направо/налево и в следующем кадре. Вспоминаем как грамотно пересечь ось.
Также следует помнить, что внезапно погрузить зрителя из созерцания безмятежной травинки в поток катящихся камней будет не лучшим решением. Лучше всего здесь начать с такого плана, где масса будет занимать условно четверть пространства экрана, затем последовательно укрупняться в пределах двух и даже трех склеек.

 


Виды монтажа

 

Видами монтажа называют не склейки, а творческий способ изложения картинки. Преимущественно этим руководит режиссер.

 

 

 

Последовательный монтаж. Самый обычный способ, одно логичное действие сменяет другое. Вопросов в духе - как он вышел из дома не заперев дверь? - не возникает. Вам покажут и дверь и ключи даже дополнительно нажмут кнопку на лифте.
Параллельный монтаж. Обычно таким образом рассказывают истории от лица сразу нескольких героев объединенных какой-то одной сюжетной задумкой. Либо одного, но с серией флешбеков.
Рефрен. Рефрен это просто повтор уже прошедшей картинки. Сцена, или план повторяются для придания глубокого смысла, или желания еще раз посмеяться.
Ассоциативный монтаж. Сравнение разных кадров для придания им какого-либо неожиданного образа. Например человек тянет себе ко рту сигарету, а в следующем вышибает себе мозги из неизвестно как появившегося пистолета. Прямое ассоциативное мышление - курение убивает.
Тематический монтаж. Более четырех кадров объединенных одной темой. Что-то вроде "планета земля - леса - поля, все это под угрозой глобального потепления ввиду выбросов углекислого газа от -  тысяч заводов".
Аналитический монтаж. Серия крупных кадров содержащих детали сцены, но не показывающая сцену целиком. В результате создается ощущение, будто было показано целостное событие. Например перелет в другую страну - выпил виски, взлетел самолет, штамп в паспорте.
Монтаж по мысли. Говорящий внутренний голос. Кадры между тем могут быть любые, но раскрывающие закадровый текст. 
Перебивка. Кадр для разгрузки монотонного видео (интервью), либо более плавного совмещения стыков картинки. Он подчиняется правилам крупности и должен соответствовать тематике. Лучшей перебивкой является смысловой предмет крупным планом (желательно бывший в кадре на фоне). Например, если мы рассказываем о домике охотника, то лучшей перебивкой будет ружье висящее на стене, даже если его не было видно в предыдущих планах.
Клиповый монтаж. Очень короткий видеоряд несущий в себе только действие, или образ. Сродни Аналитическому монтажу, но в более широком смысле, поскольку ограничен лишь фантазией автора. Правила монтажа на него не распространяются.
Поэтический монтаж. Одухотворенные образы, авторское изложение, драматургия, музыка и прочая специфика для передачи настроения. Двести с хвостиком лет со дня рождения Пушкина.
Ритмический монтаж. Последовательность коротких кадров, длительность которых составляет от одной до пяти секунд, показывающих развитие какого-то события под музыкальное сопровождение.
Музыка задает темп смены картинки.

 


Четвертая стена

Напоследок расскажу о драмматическом приеме, известным как - ломание стены. Если углубиться в прошлое, то можно заметить, что корни этого явления растут прямиком из театра.
На сцене есть три стены - слева, справа, и сзади. А вот четвертая стена как бы должна существовать, но исключительно в нашем воображении. По умолчанию, все участники действия на сцене не знают про ее существование и, соответственно не знают, что за ними наблюдают со стороны. Поэтому, когда актер внезапно обращается к аудитории зала, происходит "ломание стены".

Четвертая стена может также ломаться не только в рамках прямого монолога к зрителю, но и некоторых намеках на понимание персонажем, что он является лишь чьим-то вымыслом.


Послесловие

 

Содержание:

  • Глава 1 Введение - Монтаж внутри кадра - Комфортный монтаж - Планы  
  • Глава 2 Принцип I: Крупность - Как определить крупность - Монтажная фраза
  • Глава 3 Принцип II: Ориентация в пространстве - Линия взаимодействия
  • Глава 4 Принцип III: Направление движения основного объекта в кадре
  • Глава 5 Принцип IV: Фаза движения объекта - Принцип V Темп движения объекта
  • Глава 6 Принцип VI: Композиция кадров - Правило третей
  • Глава 7 Принцип VII: Световое пятно - Принцип VIII: Цветовое пятно 
  • Глава 8 Принцип IX: Ось Съемки - Принцип X: движение массы в кадре - Виды монтажа - 4я стена


Комментарии   

[Материал]  |  № 1  |  24.08.2020  |  0  
Позже везде добавлю оглавление, слишком долго щелкать к нужной статье.
Ответ Цитата

[Материал]  |  № 2  |  25.08.2020  |  0  
Mad, потише, столько статей, с интересом читаю :D
Ответ Цитата

Оставьте комментарий

Мини-профиль

Гость

Вы в группе: Гости
Ваш IP: 3.239.192.241

Информация

Прочее

Категории раздела

Croteam [4]
Материалы по студии разработчика игр CroTeam.
Интервью с разработчиками [9]
Интервью с разработчиками, а также их издателями.
Serious Sam 1 [10]
Статьи о Serious Sam 1
Serious Sam 2 [6]
Статьи о Serious Sam 2
Serious Sam HD [4]
Статьи о HD-серии, ремейков классических версий Сэма.
Serious Sam 3: BFE [9]
Статьи о Serious Sam 3: BFE
Уроки по Serious Editor 1 [59]
Уроки по Serious Editor 2 [2]
Самое серьёзное редактирование, на русском!
Уроки по Serious Editor 3 [33]
Уроки по работе с редактором.
Serious Engine [6]
Описание возможностей всех движков компании Croteam
Разное [28]
Всё что не подошло не под одну из вышеупомянутых категорий.
Serious Sam: Revolution [1]
Материалы по SS: Revolution, серьёзном обновлении классических Крутых Сэмов.
Serious Sam 1.05/1.07 SDK [9]
SDK - набор исходников для Serious Sam: The Second Encounter 1.05/1.07.

Статистика



На сайте: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Bars