CROLLYWOOD: Основы и принципы монтажа ч2




И снова здравствуйте друзья!
Продолжаем углубляться в таинственное искусство видеомонтажа.




В прошлом уроке мы слегка коснулись темы планов, теперь мы поговорим об этом более расширенно.
Но прежде вставлю небольшую ремарку.

Почему-то подавляющее большинство неофитов, увидев все многообразие способов монтирования, решают, что правил нет вообще. Лепить картинку можно как Бог на душу положит. Это утверждение ошибочно! В основе всегда лежат правила. Их можно и нужно нарушать, да! Но для этого надо обладать всеми базовыми знаниями. Чтобы понимать, зачем ты это делаешь, и чтобы это понимал зритель.

И так, как же монтировать все эти планы?
Именно здесь мы и подходим к первому правилу – монтаж по крупности.



Монтаж по крупности:
Это альфа и омега! Самое основное и главное правило. Бездумно нарушить его – это потерять до 80% привлекательности картинки.
Если ненароком взглянуть на какие-нибудь очень старые фильмы, то можно заметить, что там идет простой пересчет планов. Общий – Второй средний – Первый средний например, и в том же духе. Сейчас так не делают, потому что скучно.

Как и любое другое искусство, искусство видеомонтажа постоянно эволюционирует. Возможно даже, что через десять лет и эта статья кому-то покажется устаревшей.
Так почему же собственно скучно? Потому что зритель успевает сполна увидеть и окружение, и одежду героев, а тут, небольшое укрупнение - и мы видим то же самое. Поэтому сейчас принято делать акцент на внимание. Нам не интересно смотреть на ту же по сути картинку, которая просто чуть больше. Куда лучше скакнуть сразу на следующий план, пропустив середину. То есть, взяв предыдущий пример за основу, в современном варианте этот кусок будет смонтирован так – Общий – Первый средний.



Монтируя видео\кат-сцену, мы должны следить за вниманием зрителя и показывать ему то, что он хочет видеть. Не забывая при этом последовательно рассказывать историю на экране.

У Кролливуда дуб зеленый, (Видно большой раскидистый дуб на фоне Кролливуда - Панорама)

Златая цепь на дубе том. (Читается цепь опоясывающая дерево - Общий)

И днем и ночью Гнаар ученый (Гнаар выходит из-за дерева – Первый средний)

Все ходит по цепи кругом. (Гнаар, прогуливаясь по цепи, покидает кадр - Общий)

Я бы, пожалуй, здесь нарушил правило, и между Первым средним и Общим, ближе к концу, вклинил еще и Дальний план (Дальний относительно Гнаара, речь же идет о нем). Потому что я считаю необходимым сейчас показать, как маленький Гнаар бежит по цепи на фоне огромного дуба, это будет интересно зрителю. И так как у меня есть основания, я могу это правило нарушить.

Видите? Нарушать можно! Но лишь имея на то вескую причину.

Что мы сейчас выяснили? – Современная последовательность кадров строится с пропуском через один. Последовательность может идти как на укрупнение, так и на УМЕНЬШЕНИЕ.
Выходит эту историю можно рассказать наоборот? Да!

Все ходит по цепи кругом (общий - относительно Гнаара)

И днем и ночью Гнаар ученый. (Первый средний - отн. Гнаара)

Златою цепью обведен (Общий - отн. дуба)

У Кролливуда дуб зеленый. (Панорама)




Как определить крупность?
На самом деле не всегда понятно, какой перед нами план. Особенно в случае с огромным количеством действующих лиц и предметов. Тут все достаточно просто. Тот предмет, на который направлено внимание зрителя в кадре, и есть главный. Относительно него строятся планы.
Нужно постоянно помнить, что самым основным центром внимания всегда будет человек, о каком бы предмете не шла речь в данный момент.

Также, следует учесть. Если предмет незнаком, не сравнивается с чем-либо в предыдущих кадрах (например, его размер относительно человека), то сделать вывод о его крупности зритель соответственно не сможет.

Вот, например, падает где-то в небе коробок спичек, далеко внизу видно город. Мы монтируем его по крупности, смотрим, как он вертится, как из него спички выпадают. Наслаждаемся полетом короче. А потом этот коробок падает на город и разрушает здание, поскольку оказывается, что размером он примерно с него и был. У человека хоть раз в жизни видевшего коробок спичек эта картина вызовет недоумение. Другое дело папуас, где-нибудь на задворках Африки… В общем, суть вы поняли.

Бывает так, что планы, казалось бы, подходящие друг к другу просто не клеятся. И вроде все сделано по правилам, но нет.
Такое случается в основном, когда при монтаже смещается акцент внимания зрителя на другой предмет, либо сюжет. И это плавно подводит нас к такому понятию как «монтажная фраза».

Монтажная фраза:
Это, по сути, небольшие СМОНТИРОВАННЫЕ истории (То бишь, не целиком одним видео), имеющие начало и конец. Например, пусть речь у нас идет об овощерезке. Вначале мы показываем, как она умеет шинковать капусту, ее логотип, рассказываем, что это лучшая овощерезка в мире. А потом отправляемся на завод, где ее изготовили, смотрим процесс производства, чеканку, покраску и прочее. Так вот, в данном случае монтажных фраз у нас две – Показываем овощерезку это раз, ее производство это уже два.

Начинать фразу стоит панорамой, дальним, либо общим планом. Можно начать и с детали, либо крупняка (от обратного, вспоминаем Кролливуд). Скорее всего, придется тогда значительную часть работы проделать в перевернутом порядке, это вызовет определенные неудобства. Зачастую, такая игра попросту не стоит свеч.
Конечно, начинать со средних планов не то чтобы нельзя, все зависит от задач видео. Но в основном это неоправданно скучно.

Заканчивать фразы желательно крупным планом, деталью, либо смысловой перебивкой. Можно и другими планами, но такие склейки удаются реже.



Дорогие друзья, впереди у нас еще аж 9 правил! Так что готовьтесь.

До встречи в следующей части, надеюсь, урок вам понравился. И помните, стремитесь сделать хорошо, ведь плохо получится и так.


Комментарии   

№ 2  |  25.01.2015  |  -2  
Хорошо, мне нравится, одобряю :D
Ответ Цитата

№ 1  |  19.01.2015  |  +1  
Следующие части появятся скорее в выходные дни, поскольку работа занимает все остальное время.
Ответ Цитата

Оставьте комментарий

Мини-профиль

Гость

Вы в группе: Гости
Ваш IP: 54.158.119.60

Информация

Прочее

Категории раздела

Croteam [3]
Материалы по студии разработчика игр CroTeam.
Интервью с разработчиками [9]
Интервью с разработчиками, а также их издателями.
Serious Sam 1 [10]
Статьи о Serious Sam 1
Serious Sam 2 [6]
Статьи о Serious Sam 2
Serious Sam HD [5]
Статьи о HD-серии, ремейков классических версий Сэма.
Serious Sam 3: BFE [9]
Статьи о Serious Sam 3: BFE
Уроки по Serious Editor 1 [54]
Уроки по Serious Editor 2 [2]
Самое серьёзное редактирование, на русском!
Уроки по Serious Editor 3 [33]
Уроки по работе с редактором.
Serious Engine [6]
Описание возможностей всех движков компании Croteam
Разное [25]
Всё что не подошло не под одну из вышеупомянутых категорий.
Serious Sam: Revolution [1]
Материалы по SS: Revolution, серьёзном обновлении классических Крутых Сэмов.
Serious Sam 1.05/1.07 SDK [10]
SDK - набор исходников для Serious Sam: The Second Encounter 1.05/1.07.

Голосование

Где вы (собираетесь) приобрели (-ти) Serious Sam 3: BFE
1. В Steam
2. Купил лицензионный диск
3. Не собираюсь по-различным причинам
4. "Из рук в руки" (у барыг)
5. В российских интернет-магазинах (Gamazavr и т.д.)
6. EuroGamer, или другие иностранные интернет-магазины

Статистика



На сайте: 13
Гостей: 10
Пользователей: 3
ymanhaelMic, Glebdug, Gnogor