Старая рецензия на Serious Sam: The First Encounter от 2001 года


Serious Sam

В последнее время играть некогда. Нет, не так. Не столько некогда, сколько купишь, поставишь, посмотришь - и сразу понимаешь, что неохота тебе на это добро время тратить. Не цепляет - и все тут. Но третьего дня (а именно - в субботу) случилось страшное! В цепкие лапы попался Serious Sam.
Серьезный сюжет

Давно канула в прошлое славная традиция фирмы id Software писать сюжет размером в половинку листа за час до отправки игры в печать. В настоящий момент никто не выпускает игр, не завернув в них умопомрачительную сюжетную линию. Нынешнему игруну подавай, чтобы кругом была тотальная осмысленность действий, чтобы линии разные развивались, чтобы концовки были различные. Требований - не перечесть. Разработчики стараются изо всех сил, но результаты радуют не часто.

В игре "Серьезный Сэм" сюжет есть. Выглядит примерно так. На Землю опять напали какие-то инопланетные подонки. Человечество выбирает лучшего парня, который сможет дать отпор чужим мразям. Это - Sam "Serious" Stone! Конечно же, опытный военнослужащий со всеми вытекающими. В отличие от большинства любителей игр, Сэм по молодости от армии не косил и в зрелом возрасте дает дрозда по полной! Спасаясь от нашествия, человечество посылает своего надежу-бойца в далекое прошлое, на пять тысяч лет назад. Чтобы там, в прошлом, завалить всех врагов, которые автоматом исчезнут в будущем.

Сюжет, как видите, в лучших традициях. Как глоток свежего морозного воздуха! Прочитав подобное, ожидаешь два варианта развития: либо это мега-отстой (что бывает очень часто), либо это - мега-рулез (что бывает крайне редко). Сэм - редчайший случай из пункта второго. Это не просто мега-рулез, это Настоящий Мега-Рулез.

Вот типичный пример того, что сюжет в игре вовсе не самое главное. Не он, камрады, вовсе не он определяет калибр игры и степень интересности процесса прохождения. Простая как трусы по рубль двадцать, изготовленная малоизвестными доселе хорватскими парнями игра свалилась на мою хату как Тунгусский метеорит.

Серьезный движок

До того, как вцепиться в собственно игру, я видел две демки Серьезного Сэма. Движок не то чтобы поразил, но удивил изрядно. Привыкнув к Quake III и UT, смотрел скептически. Однако достоинства прямо-таки лезли в глаза, и не заметить свежесть и новизну было просто невозможно. Мне демки очень понравились. Порадовавшись новизне, начал ждать игру.

Дождавшись релиза, я был, мягко говоря, сильно удивлен. Да, в демке было круто. Но тут оказалось еще круче.

Движок легко и уверенно держит здоровенные открытые пространства. Пространства же сделаны так ловко, что захватывает дух. При внимательном разглядывании, конечно, замечаешь, что налицо незамысловатость и простота. Но насколько же лихо все это реализовано!
Отвлекшись от графических прелестей, следует отметить, что действие разворачивается в давно уже запарившем на нет Древнем Египте. Уж как часто и по сколько раз его любят разработчики - учету не поддается. Как только намечаются прыжки во времени - Египет тут как тут. Египтяне в склепах уже воют от напора злобных пришельцев и - следом за ними - разъяренных избавителей от межпланетной заразы. Лично меня эта египетская тема достала настолько, что возникло острое желание организовать и возглавить движение "За тотальную лоботомию разработчиков-египтофилов". Однако, посмотрев на то, что сотворили ребята из Croteam, беру свои слова взад и признаю полную в данном вопросе неправоту. Если делать ВОТ ТАК - пусть делают сколько угодно, буду только рад.

Что главное в движке Сэма? Главное - это свежесть и умытость. Смотришь - и чувство такое, будто монитор протерли тряпкой от многовековой пыли. Как говорил товарищ Сухов, "А солнце здесь такое, Катерина Матвеевна, что аж в глазах бело." И точно - белО. И солнце, и небо - на крепкую пятерку! Причем небо бывает разное: тут тебе и раннее утро, и жаркий полдень, и красочный закат, и темная ночь. И я даже не могу сказать, какое время мне понравилось больше, настолько здорово все выглядят. Так и хочется постоянно лепить скриншоты. А вода?! Вода - вообще нет слов. И блики на стенах от нее - тоже. А уж когда нырнешь...

 Песчаные дюны - настоящая Сахара. Архитектура - убойная. И сделано со вкусом, и разрисовано так, как надо. Я бы даже сказал, что не грех было бы подтянуть древних египтян на предмет посмотреть, как шикарно выглядит правильный Древний Египет.

Зоркий глаз, конечно, видит, что это далеко не так отточено и филигранно, как в Quake III. Но сделано-то все с таким вкусом и настолько умело, что во многих местах смотрится даже покруче. Текстурки - загляденье.

Ресурс, конечно, игрушка жрет. Для бодрой игры не помешает PIII500+128Mb+GeForce. Ясно, что пойдет и на конфигурации послабее, но это - то, что надо.

Короче, постройки - циклопические. Пространства - огромные. Но чувство того, что ты муравей у подножия пирамиды, не возникает ни на секунду. Потому что ты - Серьезный Сэм, а не какой-то там муравей! Точнее - возникает, но в другой ситуации, о которой позже. А пока переходим к самому главному. К оружию.

Серьезное оружие

Стволов в игре - очень богато. Сделаны все по высшему разряду. Главное достоинство - как и все остальное в игре, все стволы как один выглядят по-идиотски. Апофеоз - Cannon, такая пиратская корабельная пушка, носимая подмышкой. Лупит ядрами (урановыми, понятно), которые выдаются в качестве боеприпасов.

Все оружие простое и понятное. Это, кстати, второй по опасности участок для разработчиков - после сюжета. Все и каждый лихорадочно оглядываются на HL - ну, как же, нельзя сделать не так! Надо чтобы перезаряжалось полчаса, чтобы ни в коем случае не стреляло туда, куда целишься, и прочее. Очень опасная территория.

И только Сэм спокойно взял HL за задницу, поставил его в позу "бегущий кабан", взял короткий разбег и мощно пробил пыром, вышибив ветерана с дверью на ушах.

Оружие в Сэме такое, каким положено быть нормальному игрушечному оружию. Никаких тебе идиотских перезарядок. Никаких альтернативных режимов. Просто нормальное оружие. На такую чушь, как перезарядки и тягостные раздумья типа "из чего бы и как это мне пальнуть?", там просто нет времени - надо мочить, МОЧИТЬ, МАЧИИИИТЬ!!! И с этой своей наиглавнейшей задачей оружие справляется прекрасно.

Серьезный геймплей

Что такое Серьезный Сэм? Сэм - это ведро ледяной воды за шиворот мечтателя, который не понимает, что добротный шутер может иметь и концепцию "носиться как укушенному и стрелять без передыху, а не сидеть как крыса в углу". И быть при этом добротным шутером.

О геймплее в двух словах: чистый адреналин. Он тоже предельно прост: мочи все, что шевелится!!! И по ходу не давай замочить себя. Однако это вовсе не так просто, как может показаться.

На каждом шагу - враги! За каждым углом притаилась какая-нибудь гнусная сволочь. Плюс на подмогу к тем сволочам, что притаились, ежесекундно телепортируются орды свежих, с непотраченными пулями шкурами.

Абсолютно по всем монстрам видно, что модели далеко не самые крутые на свете. Но сделаны они с такой любовью и тщательностью, что забываешь про все. Это отличные монстры, пристреливая которых не испытываешь никакой злобы, а просто веселишься.

Внешний вид врагов строго выдержан в "серьезном" духе игры. Противники через одного вид имеют отпадный. То какие-то уроды с одним глазом, то скачущие скелеты с рогами и копытами, то быки-оборотни, то студенты-бомбисты без голов, то еще какие-то скоты. Мне больше всего понравились такие маленькие жабеныши, которые напрыгивают толпой. Впрочем, там все и всегда напрыгивают огромной толпой.

Еще порадовал чувак под названием Lava Golem. Так здорово светится, переливается и бросается всякой дрянью, что даже убивать его как-то жалко. Правда, уж больно этот парень похож на другого известного парня, который живет на e1m7.

Особливо бы, конечно, надо остановиться на финальном боссе. Последнего хорошего финального босса я видел в Hexen II. Парень порадовал необычностью внешнего вида, габаритами и необычностью подхода. Но финальный босс Серьезного Сэма... Смотрите сами - не буду портить удовольствие.

Общий же геймплейный расклад прост: чем больше врагов, тем больше стрельбы! Чем больше стрельбы, тем веселее игра! Но я не знаю ни одной игры, где надо было бы завалить больше, чем в Серьезном Сэме. Когда смотрели демку, очень порадовались яростным атакам монстров. Но когда врубили саму игру... Блин, всякое, конечно, видели, но такое - точно впервые.

Если кто еще помнит, DOOM рулил по всем параметрам. Самый главный параметр был ураганность боев с огромными стадами монстров. Шары лезли на лоб от изобилия всякой сволочи. Дикий рев, пулеметные очереди, шипение плазмы, уханье рокет лаунчера - было круто! Но с тех пор мы забыли, что это такое - настоящая бодрота в стиле DOOM. Забыли, блин, как это круто: когда на тебя несутся орды врагов, а ты стреляешь, стреляешь, стреляешь!!!

Про Сэма сейчас все говорят, что он сделан в лучших традициях DOOM. Только я чего-то не припомню, где в DOOM монстры носились такими обалденными стадами. А вот если взять DOOM, умножить на два и разрисовать веселыми красками - это как раз и будет Сэм.

Апогей - на карте Metropolis. Сперва затрясся пол (в прямом смысле) от зверского топота сотен копыт, а потом по здоровенной улице ломанулось в атаку такое стадо скелетонов-лошадистов, что у меня наступил ступор. Переигрывал раз десять - настолько было круто. Чувствуешь себя немецким пулеметчиком на Omaha Beach - ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!!! Спилберг против Сэма отдыхает, потому что смотреть "Рядового Райана" тяжело, а играя в Сэма, постоянно ухаешь от восторга. Возле Сэма стоит только Пол Верховен со Starship Troopers - в той части, где жуки нападали на крепость. Очень похоже.

А как насчет пары-тройки десятков быков-оборотней сразу? А между ними чтобы скакал взвод скелетов? А сбоку чтобы скорпион-пулеметчик садил бронебойными? А с башни пятеро четвероруких сволочей швырялось ядовитыми шарами? Заверяю - мало не покажется.

Про быков, кстати, сразу вспомнил анекдот. Идет муравей. И вдруг пробежало стадо быков. Наступили, нагадили и ускакали. Муравей вылезает из кучи навоза, злобно отряхивается и рычит:

- Да что за фигня?! Меня, конкретного мураша, какое-то тупое бычье - в дерьмо втоптало!!!

Будете играть - тово, бычью воли не давайте. Быков надо постоянно валить - чтобы не быковали.

Несмотря на кажущуюся простоту, категорически не рекомендуется носиться по карте как попало. Если сунешься куда не надо - сработает триггер, после чего на тебя ломанется совершенно свежее стадо, в помощь стаду уже атакующему. Кругом засады!

 И что самое важное: это не надоедает даже после сто пятьдесят четвертого раза. Потому что биться весело и смешно! Скилл при этом рулит. Поэтому я с большим удовольствием смотрю через плечо littleB, как он там грамотно всех разделывает под орех.

Уровней сложности в игре пять штук. Начинать рекомендую строго с normal. Уже отсюда любители игр в стиле HL отдыхают. Здесь рулят только змеиная реакция и точность прицела, а не крысиные засады по углам. Управление в игре четкое, резкое. Стрелять - одно удовольствие. Любители так называемого "реализма" сразу могут приготовиться к заталкиванию оного "реализма" как можно глубже. Сэм - не про это. Он про то, как весело и прикольно играть!

Мало того. В игре есть еще такая забытая фишка, как кооператив. То есть игру можно проходить "внесколькером"! На что это похоже - описывать не берусь, скажу только одно слово - ураган. Рекомендую.

Надеюсь, в самое ближайшее будущее настоящие отцы настрогают папских демок прохождения на уровне сложности Serious. Уж там будет на что посмотреть.

Ну, а для любителей сотворить что-нибудь самому к игре прилагается редактор уровней. Чует сердце мое - понастрогают.

В общем, на мой взгляд, геймплей у Сэма образцово-показательный. Вот так надо делать игры, черт подери. Недостаток только один: игра слишком короткая. Правда, тут у парней, похоже, серьезный коммерческий расчет. Потому винить их глупо. А продолжения скоро подгонят.

Серьезный звук

Понятно, что все действо сопровождается звуком. Звук - единственное, что меня не взбодрило. Он значительно лучше, чем в демке, где все было глухо. Но все равно не хай-класс. Берешь железку - раздается металлическое вжиканье. Но оно не прозрачно-резкое, а какое-то глуховатое, что ли. Это я, конечно, придираюсь, потому что звук вполне нормальный. Единственное, чего бы я добавил - это "визга тормозов", когда бык валится на полном скаку. Это было бы круто.

Музыка хороша. Напряженная, ритмичная - как раз под зверские расправы. Как только дело к беде - сразу начинает наяривать. И ты понимаешь, что сейчас наступят кранты. Причем наяривает так активно, что волосы на загривке дыбом встают. Редкий случай! Причем это не дебильный скрежет a la Quake II и Quake III, а отличная фоновая музыка. А когда всех завалишь, наступает покой и тишина. Ветерок дует, египетские кузнечики чирикают. И ты сразу понимаешь что завалил всех до одного!

В общем и целом за звук ставлю крепкую четверку с плюсом.

Серьезный итог

Ребята из Croteam всю жизнь строили аркадные игрушки. Ну, типа летит самолетик внизу экрана, а навстречу ему толпы противников, и надо быстро всех мочить. Игры чисто спинно-мозговые, но безумно интересные и затягивающие.

Вот и в Сэме мы видим абсолютно то же самое: чистую, незамутненную аркаду. Ровная земля, по которой со всех сторон на тебя несутся несметные орды монстров. Казалось бы, как все просто, да? А цепляет - не передать.

Что тут скажешь? Мастерская работа, блин. Типичный пример сочетания таланта, технической грамотности и любви к хорошим игрушкам. Однозначный решпект и must have.

Перед Сэмом снимаю шляпу. А всем, кто его еще не приобрел, опрометью бежать в лавки.

Такие игры бывают нечасто.

Ст. о/у - Goblin

28.03.2001


Комментарии   

№ 7  |  04.03.2012  |  0  
Просто здорово :) Автор прав во всём.
Ответ Цитата

№ 6  |  19.01.2012  |  0  
+
Ответ Цитата

№ 5  |  11.01.2012  |  +1  
Вот одна из причин, почему Пучков взялся за локализацию SE :)
Ответ Цитата

№ 4  |  09.01.2012  |  0  
Читал, читал. Буквально месяц назад.
Ответ Цитата

№ 3  |  08.01.2012  |  0  
Кроме Сэма нам больше ничего не нужно. :)

"Король" с треском свалился с трона, взлетевшего наверх от взрыва Серьёзной Бомбы.

Статья - шедевр, Вова прав - даже сейчас она читается как свежая и актуальная.
Ответ Цитата

№ 2  |  08.01.2012  |  0  
вот действительно:"Такие игры бывают не часто" :( надеюсь
что с Сэма начнут брать пример и выпускать больше подобных игр :)
Ответ Цитата

№ 1  |  08.01.2012  |  +5  
Самое интересное - рецензия в некотором роде пророческая(местами), и даже сейчас читается свежо, т.к. спустя 10 лет актуальна(это про реализм и "а-ля HL" шутеры) :)
Ответ Цитата

Оставьте комментарий

Мини-профиль

Гость

Вы в группе: Гости
Ваш IP: 54.156.47.142

Информация

Прочее

Категории раздела

Croteam [3]
Материалы по студии разработчика игр CroTeam.
Интервью с разработчиками [9]
Интервью с разработчиками, а также их издателями.
Serious Sam 1 [10]
Статьи о Serious Sam 1
Serious Sam 2 [6]
Статьи о Serious Sam 2
Serious Sam HD [5]
Статьи о HD-серии, ремейков классических версий Сэма.
Serious Sam 3: BFE [9]
Статьи о Serious Sam 3: BFE
Уроки по Serious Editor 1 [55]
Уроки по Serious Editor 2 [2]
Самое серьёзное редактирование, на русском!
Уроки по Serious Editor 3 [33]
Уроки по работе с редактором.
Serious Engine [6]
Описание возможностей всех движков компании Croteam
Разное [26]
Всё что не подошло не под одну из вышеупомянутых категорий.
Serious Sam: Revolution [1]
Материалы по SS: Revolution, серьёзном обновлении классических Крутых Сэмов.
Serious Sam 1.05/1.07 SDK [10]
SDK - набор исходников для Serious Sam: The Second Encounter 1.05/1.07.

Голосование

Практикуете редактором Serious Editor 3?
1. Нет, ничего не понимаю в нём.
2. У меня пиратка...
3. Да, и даже хорошо разбираюсь!
4. Да, создам толпу монстров и т.д.

Статистика



На сайте: 11
Гостей: 9
Пользователей: 2
MentalVader, SaltY_SugaR